top of page

ЧУГУН В ТЯЖЕЛОМ МАШИНОСТРОЕНИИ

Одним из основных потребителей продукции литейного производства является тяжелое машиностроение. К данной отрасли относится предприятия, занимающиеся изготовлением оборудования для горнодобывающей и металлургической промышленности, производством морских и речных судов, вагонов, локомотивов, а также тяжелое станкостроение. Самым востребованным материалом в данной области, наряду со сталью, являются всевозможные сплавы чугунов, отличающиеся друг от друга механическими и физическими свойствами.

Чугунный Корпус Редуктора Привода Насоса

Серый чугун

Серый чугун представляет собой один из наиболее популярных сплавов, обладающий прекрасными литейными свойствам, высокими антифрикционными показателями и достаточной твердостью.

Состав материала

Основными компонентами сплава являются железо и углерод. Графит в серых чугунах содержится в виде включений пластинчатой формы. Наряду с углеродом и железом в состав серого чугуна входит кремний, марганец и фосфор.

Эти компоненты оказывают существенное воздействие на свойства сплавов и характеристики выполненных из них литейных заготовок.

По своей структуре серый чугун может быть ферритным, ферритно-перлитным или перлитным, что следует учитывать при выборе типа сплава для производства отливки.  

Применение в тяжелом машиностроении

Структура серого чугуна несколько сужает сферу его использования. Из-за достаточно высокой хрупкости его редко применяют для изготовления деталей, подвергающихся системным растяжениям или изгибам. Идеальным вариантом сплав является для производства элементов конструкций, работающих на сжатие. Чаще всего серый чугун используется в станкостроении для производства самых разнообразных деталей:

  • поршней цилиндров,

  • конструкционных деталей вагонов

  • локомотивов и др.

Высокопрочный чугун

Является разновидностью серого чугуна, обладающей улучшенными показателями прочности и пластичности.

 

 

Особенности и преимущества сплава

Высокопрочный чугун представляет собой модифицированный серый чугун, графитные включения в котором имеют шаровидную форму. Это гарантирует металлу однородность, высокую стойкость к воздействиям различного рода, прочность на растяжение и изгиб. Кроме этого, благодаря шаровидной форме графита, прочность чугунов данного типа меньше зависит от изменений в содержании в них углерода. Получить высокопрочный чугун удается за счет введения в сплав специальных присадок, содержащих магний или церий. По своим литейным показателям металлы данного типа уступают серому чугуну. Усадка литейных заготовок может достигать 1,3-1,8%.

 

Применение в тяжелом машиностроении

Сфера применения высокопрочного чугуна достаточно обширна. Он становится прекрасной альтернативой как серому чугуну, так и литейной стали. В первом случае он позволяет существенно улучшить технические характеристики изделий и увеличить срок их службы, а во втором – снизить себестоимость крупногабаритных конструкционных деталей. В тяжелом машиностроении высокопрочный чугун чаще всего используется для производства наиболее ответственных деталей: станин станков, тяжелых оснований, втулок, деталей турбин и т.д.

 

Помимо традиционных сплавов в тяжелом машиностроении используются материалы со специальными свойствами: антифрикционные, износостойкие и жаростойкие чугуны, а также металлы с повышенной устойчивостью к образованию коррозии.

 

Антифрикционные чугуны

Сплавы данной категории включают марки металла АЧС-1 – АЧС-6, АЧВ-1, АЧВ-2, АЧК-1, АЧК-2 с перлитной, перлитно-ферритной или аустенитной структурой. Используются такие сплавы для производства деталей, подверженных в процессе эксплуатации трению со смазкой.  Широкое применение они получили при изготовлении изнашиваемых деталей строительной техники, оборудования горнодобывающей и угольной промышленности.

Чугуны, устойчивые к износу, коррозии и высоким температурам

Для легирования таких металлов используются Al, Si, Cr и другие элементы. Благодаря этому может улучшиться как один, так и несколько показателей сплава. К категории наиболее износостойких сплавов относится белый чугун с высоким содержанием хрома. Такие сплавы активно применяются в металлургии и производстве тяжелой строительной техники. Высокой жаростойкостью обладает чугун, легированный алюминием, а устойчивостью к образованию коррозии в кислотных и щелочных растворах – сплавы с высоким содержанием кремния.

Литейные заготовки и детали для тяжелого машиностроения Вы можете заказать на Ижевском литейном заводе СПЛАВ, использующем в работе только новейшие, энергоэффективные технологии.

Чугуны со специальными свойствами

bottom of page